В воскресенье, 3-го ноября, состоится самый грандиозный марафон планеты - TCS New York City Marathon, который начал свое существование в не таком уж и далеком 1970-м году благодаря одному мужчине – Фреду Лебоу, благодаря которому бег действительно стал массовым явлением в городе.
Фишел Лебовиц (впоследствии ставший Фредом Лебоу) родился 3-го июня 1932-го года в румынском городе Арад в семье ортодоксальных евреев. Когда началась Вторая мировая война, его семья неоднократно переезжала с места на место по всей Европе и, наконец, в 1951-м году они перебрались в США.
В Америке Фред стал шить одежду для среднего класса, был завсегдатаем тусовки фешн-индустрии: ходил на все модные показы, вечеринки, следил за новинками, а также стал увлекаться бегом. Нельзя сказать, что Фред был выдающимся спортсменом, но он очень любил бегать. В конце 60-х он стал членом ассоциации бегунов Нью-Йорка (New York Road Runners – NYRR), которая насчитывала 50 человек. В 1970-м году он решил провести собственный забег.
Трасса первого марафона проходила вокруг Центрального парка – участникам нужно было пробежать 4 круга вокруг знаменитого парка. Выйти на стар мог любой желающий, а за участие Лебоу взял со 127-ми зарегистрированных бегунов по 1-му доллару. Только 55 атлетов сумели дойти до финиша (остальные сошли с дистанции), а сам Фред показал 46-й результат (4:12:09).
Первые 15 финишеров получили символические призы - недорогие часы, которые Лебоу купил на собственные деньги. Забег был проигнорирован прессой и зрителями, что сильно задело организаторов.
Тогда Лебоу решил, что проводить такие забеги нужно каждый год и сделал целью своей жизни популяризировать спорт и сделать его доступным не только для тех, кто ставит мировые рекорды и побеждает на чемпионатах, но и для самых обычных людей.
Через время он получил спонсорское предложение от производителя крема для бритья ног, который хотел устроить забег исключительно для женщин. Леброн устроил мини-марафон на 10 км, а для привлечения внимания к событию моделей из Playboy для тематической фотосессии на старте забега, что дало нужный результат - поучаствовать в состязании пришли несколько тысяч девушек.
В 1972-м году Фред стал президентом NYRR и возглавлял эту организацию на протяжении 22-х лет – до самой своей смерти (но об этом чуть позже). Кардинальное изменение марафона произошло в 1976-м году – очень помог Фреду в этом легкоатлет Дж. Спитц, который выступил с инициативой изменить маршрут марафона, и Лебоу зацепился за эту мысль.
Фред отправился к городским властям и предложил устроить забег, который будет проходить через все 5 районов города. Ситуация в Большом яблоке на тот момент была не самая радужная – у города была масса непогашенных кредитах, люди умирали в нищете и, фактически, все что к тому, чтобы объявить о банкротстве.
По территории Нью-Йорка проводились массовые протесты, полиция не контролировала отдельные районы города, и власти согласились на новый маршрут, если Лебоу займется всем сам.
Фреда не остановила вся эта сложная ситуация – он лично направлялся на переговоры с представителями общин бандитского Куинса и религиозного Бруклина, договаривался с людьми о маршруте марафона и рассказывал им, что это нужно Нью-Йорку. Он находил спонсоров, искал поддержки в прессе. Конечно, помогали Фреду и ребята из возглавляемой им ассоциации.
В итоге, у Леброу все получилось и 24-го октября 1976-го года состоялся Нью-Йоркский марафон по новому маршруту, на старт которого вышли 2090 атлетов (финишировали 1549). Самое главное, что произошло в тот день, это сводка новостей: "Мероприятие прошло без происшествий, никого не ограбили, никто не погиб под колесами такси".
Это была победа. Это был тот самый переломный момент, который принес успех как самому забегу, так и одному из самых процветающих на данный момент городу – Нью-Йорку. И вот с тех пор – понеслась.
Лебоу развивал марафон, с каждым годом на него приезжали все больше и больше участников и вот, уже в 1982-м году TCS New York City Marathon стали транслировать на телевидении, а за право выйти на старт уже приходилось бороться (с 1983-го года появилась система лотереи).
Это принесло немалую прибыль организаторам марафона, которой они со временем стали делиться с городом (после скандала с книгой Леброу, в которой он рассказал, как ему приходилось обманывать городские власти и как марафон стал приносить деньги).
Нью-Йорк начал восставать после кризиса, казна наполнялась деньгами, и слава о городе расходилась все дальше и дальше по миру. Вот так вот появилась еще одна важная визитка города, без которой современный человек даже не может представить Нью-Йорк, и которой не существовало еще 50 лет назад.
И это не все достижения Лебоу. Именно благодаря этому человеку для марафонцев появились первые пункты питания, а еще Pasta-party и корпоративные соревнования, и именно он внедрил систему призовых для победителей. Но самое главное, что сделал Фред – это создал настоящий культ бега, и не только в Нью-Йорке или Америке, но и во всем мире.
На его марафон равнялись другие – Лондон, Москва, Пекин. Количество участников росло, он сделал из организации прибыльное дело – люди стали получать зарплату, забегов стало больше, появилась четкая программа. Одним из первых Фред начал платить призовые.
Начло расти и противостояние двух марафонов – Чикаго и Нью-Йорка, которые разделяли пару недель. Леброу гнался за тем, чтобы именно у него были самые большие призовые и элитные атлеты.
Однажды он привез неизвестную бегунью из Осло Грете Вайтц, которая выиграла дебютный марафон в Нью-Йорке и на протяжении 11 лет праздновала победу 9 раз с тремя мировыми рекордами.
"Нью Йорк не покупает звезд. Он их создает", - говорил Фред Лебоу.
За всю свою жизнь Лебой пробежал 69 марафонов в 30-ти странах мира. В 1992-м году он в последний раз вышел на старт Нью-Йоркского марафона и пробежал его за 5:32:35. Финишную черту он пересекал, держа за руку девятикратную победительницу марафона Грете Вайтц.
Это был трогательный момент для всех, ведь все знали, что Фред уже два года живет со страшным диагнозом – рак мозга. Он умер 9-го октября 1994-го года. Панихида прошла в Центральном парке, и там собралось 3 тысячи человек.
Спустя время в парке установили памятник Лебоу, который ежегодно переносят к старту марафона, перед самым началом забега, чтобы все участники видели человека, который все это начал.
Имя Фреда увековечено в нескольких Залах славы, а о его жизни рассказывает документальный фильм 2008-го года Run For Life.
Фред Лебоу подарил Америке понимание того, что спортсмен - это любой человек, который занимается спортом, будь то ради медалей или для собственного здоровья. Он дал человеку цель, в которой победа – это не пересечь финишную линию, а пройти огромный путь, чтобы оказаться на старте.